Горные машины

Масса (т) прицепной к локомотиву части поезда (состава вагонов):

где F — максимальная сила тяги локомотива, Н; g — ускорение свободного падения, м/с2; w0 — удельное сопротивление движению поезда, Н/кН (отношение силы сопротивления движению, Н, к полному весу поезда, кН); wгp — удельное сопротивление троганию состава, Н/кН; i — уклон пути; а — ускорение поезда при его разгоне, м/с2; тл — масса локомотива, т.

В свою очередь

где F — коэффициент сцепления тяговых колес с рельсами (при сухих рельсах F = 0,2; при подсыпке песка F = 0,25; при мокрых рельсах F =0,15).

Величину gmл (кН) называют сцепным весом. Это вес локомотива или тягового агрегата, приходящийся на тяговые колеса.

Удельные сопротивления движению w0 для поездов, движущихся по шахтным выработкам, составляют от 5 до 16 Н/кН, для карьерных поездов — от 5 до 11 Н/кН. Удельное сопротивление троганию состава wтp принимается равным 4 Н/кН.

Рельсовые пути на шахтах укладывают с уклоном не менее 3% для обеспечения нормального стока воды и не более 5%. По этой причине наиболее тяжелый режим работы локомотива — это движение состава порожняком вверх по уклону от околоствольного двора к пункту погрузки.

Применительно к условиям работы в шахтах допустимую массу прицепной части поезда устанавливают по условиям сцепления колес электровоза с рельсами, допустимого нагрева тяговых двигателей, возможности экстренной остановки поезда с соблюдением правил безопасности. Тормозной путь в соответствии с требованиями правил безопасности должен быть не более 40 м.

При работе локомотивного транспорта на карьерах самые тяжелые режимы движения — это движение по руководящему (наибольшему, затяжному) уклону груженого состава (как правило руководящий уклон имеет место на выездной траншее) и трогание с места груженого состава на уклоне вверх. Тормозной путь, который в соответствии с требованиями правил безопасности не должен быть больше 300 м, определяют при движении поезда вниз по руководящему уклону.