Передаточные механизмы приводов

Передаточные механизмы приводов ОЧИСТНЫЕ КОМБАЙНЫ

Важная составная часть привода комбайна — его трансмиссия, соединяющая двигатель с рабочими органами. Вид кинематической схемы зависит от типа рабочего органа, приводимого в движение, соотношения частот вращения на входе и выходе привода, регулировочной способности, пусковых характеристик и мощности двигателя.

В очистных комбайнах двигатели осями вращения могут быть расположены вдоль или поперек продольной оси машины.

Принцип работы трансмиссии комбайна  2ГШ68Б

Шнеки большинства очистных комбайнов расположены на качающихся редукторах, обеспечивающих регулировку исполнительных органов по мощности пласта, а оси их вращения перпендикулярны по отношению к оси двигателя.

В этом случае трансмиссия предусматривает коническую зубчатую пару, которая в отличие от цилиндрических зубчатых пар обладает пониженной несущей способностью.

Поэтому коническая пара располагается по возможности ближе к валу ротора, где передаваемый крутящий момент имеет меньшее значение, как например, в комбайне 2ГШ68Б (бесцепной), кинематическая схема которого приведена на рис. 2.10, а.

Комбайн 2ГШ68Б (бесцепной) кинематическая схема

  • Крутящий момент двух электродвигателей передается зубчатыми муфтами 1 на валы I и VII правого редуктора, которые в свою очередь связаны между собой цилиндрическими колесами 2, 3, 18, и на вал I и гидронасос 19 левого редуктора.
  • В правом редукторе с вала VII, в левом редукторе с вала I конической шестерней 17 и колесом 16 момент передается на вал VI, с которого цилиндрическими колесами 4, 5 — на вал V, а колесами 15, 14 через зубчатую муфту 13 — на вал II поворотного редуктора.
  • В поворотном редукторе с шестерни 6 на валу II через паразитные колеса 7 — 9 и колесо 11 момент передается на зал IV, откуда через шестерню 12 и колесо 10 на выходной зал III шнека.

При движении комбайна один из шнеков (впереди идущий) регулируется по кровле, другой — по почве угольного пласта. Управление шнеками по мощности и гипсометрии пласта осуществляется домкратами подъема шнеков Д.

  • Бесцепной механизм подачи встроен в комбайн.
  • Редуктор механизма подачи предназначен для передачи вращения от гидромотора 26 (1ДП4) приводному цевочному колесу 21.
  • Приводная шестерня 29, консольно сидящая на валу гидромотора, находится в зацеплении с колесом 28, собранным на залу с шестерней 27.
  • При помощи цилиндрической передачи 25, 23 крутящий момент через зал VIII передается на специальный автоматический тормоз 24, который удерживает комбайн при его остановках.
  • От шестерни 27 через промежуточный блок зубчатых колес 30 — 22 и зубчатое колесо 20 вращение передается цевочному колесу 21.

Кроме приводного цевочного колеса со стороны выработанного пространства к корпусу комбайна шарнирно прикреплена лыжа со специальным захватом, при помощи которого осуществляется направление движения комбайна по рейке. С таким же захватом установлена лыжа на опоре под корпусом энергоблока комбайна.

Аналогичная компоновка трансмиссий и в комбайнах 1ГШ68 и 1ГШ68Е (последний рассчитан на напряжение 1140 В), только системы их перемещения имеют цепной тяговый орган.

Компоновка трансмиссии привода комбайнов со взаимно перпендикулярными осями вращения двигателей и шнековых исполнительных органов характерны также для комбайнов 1К101У, КШ1КГУ, КШЗМ, 2КШЗ, а также для комбайнов унифицированного ряда РКУ.

Параллельное расположение осей валов двигателей

При параллельном расположении осей валов двигателей и рабочих органов (например, в комбайнах К103, «Поиск-2р») трансмиссии имеют только цилиндрические зубчатые пары. Так, в комбайне К103 (рис) кинематические цепи привода правого и левого шнеков одинаковы.

комбайн К103 схема

  • От электродвигателей М передача крутящего момента осуществляется установленными на валах электродвигателей шестернями передающими вращение промежуточным шестерням 2, от которых получают вращение колеса 4, закрепленные на валах IV.
  • На залы IV свободно насажены шестерни 13, которые получают вращение при помощи зубчатых муфт 12.
  • При включенной муфте 12 момент шестерней 13 передается колесу 6 на вал I и зубчатой парой 5, 7 — на вал II, а с вала II зубчатой передачей 11 — 8 с двумя промежуточными колесами 10 и 9 – на вал III привода шнека.
  • Роторные шестерни 1 двух электродвигателей кинематически связаны двумя промежуточными колесами 2 и 3.
  • От колеса 3 приводится насос Н гидросистемы комбайна.

Характеристика зубчатых передач и зубчатых муфт комбайна К103 представлена здесь.

Оцените статью
Горные машины - спецтехника