Технические данные одноковшовых экскаваторов

Одноковшовые экскаваторы типа ЭКГ выпускаются Ижорским заводом тяжелого машиностроения, ПО «Уралмаш» и «Крастяжмаш».

В СССР на ближайшую перспективу предусмотрено производство механических лопат базовых моделей с ковшами вместимостью 5, 8, 10, 12,5, 15 и 20 м3.

Удельная масса современных карьерных лопат составляет 36,5— 52,8 т, а удельная энерговооруженность 50—125 кВт на 1 м3 вместимости стандартного ковша базовой модели.

Ходовое оборудование гусеничное. Гусеничные тележки снабжены малоопорными гусеницами. Среднее давление на грунт составляет 0,2— 0,3 МПа, скорость хода — 0,9—0,45 км/ч в зависимости от мощности экскаватора. Преодолеваемый подъем не более 12° при прямолинейном движении по плотному грунту.

Наиболее распространенный привод механизмов карьерных лопат — индивидуальный, многодвигательный, постоянного тока по системе Г — Д (генератор — двигатель) с силовыми магнитными усилителями. В настоящее время ведутся работы по созданию статических тиристорных преобразователей.

Электроприводом по системе тиристорный преобразователь — двигатель (ТП — Д) и планетарной передачей в поворотном механизме оснащен экскаватор ЭКГ-5А.

Экскаваторы имеют ряд вспомогательных механизмов для проведения ремонтных и монтажных работ.

Переоборудование базовых моделей экскаваторов в экскаваторы с удлиненной стрелой (ЭКГ-4У; ЭКГ-ЮУс; ЭКГ-6,ЗУ; ЭКГ-12,5У) производится заменой рабочего оборудования (стрелы, рукояти, ковша, подкоса и вант). Остальные узлы являются полностью унифицированными с узлами базовой модели.

ПО «Уралмаш» изготовил опытные образцы гидравлических экскаваторов ЭГ-12АУ (прямая гидравлическая лопата) и ЭГ0-8У (обратная гидравлическая лопата).

Базовая модель ЭГ-12АУ с электрогидравлическим приводом имеет ходовое оборудование, унифицированное с мехлопатой ЭКГ-5А. Стрела, рукоять и ковш экскаватора изготовляются из легированной стали 10ХСНД. На поворотной платформе экскаватора расположены насосные установки, преобразовательный агрегат для питания постоянным током электроприводов поворота и хода, узлы гидропривода, механизмы поворота, станции смазки.

Привод насосов и генераторов постоянного тока осуществляется от высоковольтных асинхронных электродвигателей переменного тока. Привод рабочего оборудования гидравлический — от силовых гидроцилиндров. На экскаваторе предусмотрено одновременное независимое управление движениями рабочего оборудования (ковша, рукояти и стрелы) с плавным изменением их скоростей от нуля до максимума.

Обратная лопата ЭГО-8У является модификацией прямой лопаты ЭГ-12АУ. Унификация моделей составляет по механической части около 85% и по гидроприводу — 100%.

Экскаватор ЭВГ-35.65М имеет ковш вместимостью 35м3, стрелу длиной 65 м и коленно-рычажный механизм напора. Длина рукояти составляет 37 м, высота черпания до 40 м и радиус разгрузки до 62 м. Установленная мощность привода механизмов экскаватора составляет 23147 кВт.

Экскаваторы типа ЭВГ перестали быть конкурентноспособными по сравнению с драглайнами соответствующих параметров, поэтому их производство прекращено.

Карьерные экскаваторы зарубежного производства характеризуются большим разнообразием конструкций. В США карьерные экскаваторы выпускаются фирмами «Марион» с ковшами вместимостью 7-28 м3; «Харнишфрегер» с ковшами вместимостью 3,5-43,7 м3 (семь базовых моделей) и фирмой «Бюсайрус-Ири» с ковшами вместимостью от 2,68 до 40 м3 (пять базовых моделей) .

Наиболее крупная серийная прямая гидравлическая лопата Н-241 выпускается фирмой «Демаг» (ФРГ) с ковшом вместимостью 14 м3 для пород и 21 м3 для угля.

Шагающие драглайны — экскаваторы типа ЭШ выпускаются в СССР Ново-Краматорским машиностроительным заводом (НКМЗ), ПО «Уралмаш» и Крастяжмаш.

НКМЗ выпускает четыре базовых (ЭШ-6.45М; ЭШ-10.60; ЭШ-10.70А, ЭШ-20.55) модели и две модификации — ЭШ-13.50 и ЭШ-15.70. Все модели имеют аналогичное конструктивное исполнение. Различие состоит в деталях компоновки механизмов на поворотной платформе. Механизм шагания экскаваторов, как правило, кривошипно-рычажный. Для управления главными приводами экскаваторов применяется система Г — Д с питанием обмоток возбуждения генератора от силовых магнитных усилителей.

Все модели шагающих экскаваторов, выпускаемых ПО «Уралмаш», имеют гидравлический механизм шагания с неполным (кроме ЭШ-100. 100) отрывом базы. Из выпущенных ПО «Уралмаш» машин наибольшее количество приходится на модель ЭШ-15.90, на базе которой создан экскаватор ЭШ-20.90. Разрабатываемый драглайн ЭШ-100.100 — один из крупнейших шагающих экскаваторов в мире. Основные его конструктивные особенности; гидравлическое шагающее устройство с полным отрывом базы и длиной шага 3 м, трехгранная жесткая трубчатая стрела, лебедки со сдвоенными барабанами диаметром 3,4 м с четырьмя тяговыми и подъемными канатами диаметром по 90 мм. Готовится также к выпуску драглайн ЭШ-65.100.

На всех экскаваторах, выпускаемых в настоящее время ПО «Уралмаш», электропривод главных механизмов выполнен по системе ТП — Д (тиристорный преобразователь — двигатель).

За рубежом шагающие экскаваторы выпускают фирмы «Бюсайрус Ири», «Марион», «Пейдж» (США) и «Рансон-Рапир» (Великобритания).

Оцените статью
Горные машины - спецтехника