Комплексная механизация открытых горных работ предусматривает механизацию основных и связанных с ними вспомогательных операций с полным устранением тяжелого физического труда на всех этапах производства.
Производительность средств механизации выполнения вспомогательных операций должна при этом соответствовать производительности оборудования, выполняющего основные операций.
Комплекс — это технологически и кинематически связанная совокупность горных и транспортных машин, обеспечивающая максимальную производительность основной добычной или вскрышной машины и осуществляющая производственный процесс, в котором выполняются все операции, начиная от подготовки горных пород к выемке и заканчивая отвалообразованием.
Поточная технология
Комплексная механизация и организация работ на карьерах развиваются на основе внедрения поточной технологии, а также совмещения или в некоторых случаях разделения производственных процессов.
Поточная технология легче всего осуществляется на основе применения машин непрерывного действия. Однако возможно достижение поточности и при использовании одноковшовых экскаваторов (экскаваторов цикличного действия), а также при рельсовом и автомобильном транспорте. В этом случае комплект машин (буровые станки, зарядные машины, экскаватор, транспорт с отвалообразующими или перерабатывающими полезное ископаемое машинами), работающих ритмично по жесткой схеме будет поточным, а технология циклично-поточной (ЦПТ).
Структурные схемы комплексной механизации в общем случае составляются из звеньев, соответствующих процессам, выполняемым горными и транспортными машинами:
- подготовка пород к выемке;
- выемка и погрузка;
- отвалообразование и складирование;
- первичная обработка.
Основное влияние на структуру средств комплексной механизации оказывают горнотехнические условия и в первую очередь крепость пород.
Последняя предопределяет наличие или отсутствие буровзрывного рыхления, эффективность применения оборудования непрерывного действия на выемочно-погрузочных работах, выбор вида транспорта и способа отвалообразования.
Классификация комплексов горнотранспортных машин
Классификация комплексов горнотранспортных машин, применяемых на открытых работах, разработана акад. В.В.Ржевским.
При наличии выемочно-погрузочного оборудования комплексы называются выемочными или экскаваторными.
Комплексы могут быть:
- непрерывного действия, когда подготовку горной массы к экскавации, выемку, погрузку, перемещение и отвалообразование или переработку осуществляют машины непрерывного действия;
- дискретными, когда машины цикличного действия осуществляют строго ритмичную работу во всем потоке;
- смешанными, когда подготовку горных пород к выемке, выемку и погрузку выполняют машины цикличного действия, а перемещение горной массы — машины непрерывного действия, или наоборот.
При подборе машин для комплекса оборудования должны выполняться следующие требования:
- обеспечение максимальной поточности процесса производства горных работ с наименьшим числом перегрузочных пунктов и возможностью автоматизации процесса;
- соответствие производительности всех машин, входящих в состав комплекса, максимальной производительности ведущей машины, выполняющей основные процессы — выемку и погрузку пород;
- полное использование времени смены при назначении режима комплекса машин, минимум затрат времени на перерывы в рабочих операциях и на маневры машин.
Для образования комплекса непрерывного действия в качестве основных машин используются роторные экскаваторы и ленточные конвейеры.
В комплекс могут также входить различные дробильно-сортировочные и загрузочные устройства (самоходные дробильные агрегаты, погрузочно-дозировочные машины, самоходные бункеры и др.) и перегружатели.
Требования по безопасности эксплуатации машин комплексов
При комплексной механизации производственного процесса машинист экскаватора должен знать правила безопасной работы на всех машинах, входящих в состав комплекса, так как он ответственен за соблюдение правил техники безопасности и противопожарных правил всеми рабочими, обслуживающими экскаватор и транспортные средства.
Члены бригады, обслуживающие экскаватор, должны четко знать и строго выполнять правила и инструкции по технике безопасности, составленные применительно к конкретным условиям каждого карьера на основе положения Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.
- Каждый экскаватор должен быть оборудован звуковой сигнализацией. Значение сигналов должно быть разъяснено всем рабочим, связанным с работой экскаватора.
- Перед началом работы машинист обязан убедиться в отсутствии людей и посторонних предметов в радиусе действия рабочего оборудования, а также в кузове загружаемого транспортного средства и подать сигнал о начале работы.
- Во время работы ходовая часть экскаватора должна быть заторможена.
- Во время работы экскаватора запрещается находиться в радиусе его действия, производить смазку, регулировку механизмов, очистку машины от грязи, сходить с экскаватора и подниматься на него.
- Очистку ковша от налипшей породы и замену зубьев на нем можно производить только на опущенном на почву ковше.
- При работе в темное время суток место работы экскаватора и подъездные пути для транспортных средств должны быть освещены.
- Управлять выемочно-транспортирующими машинами (ВТМ) могут только лица, знающие их устройство, правила дорожного движения и имеющие удостоверение на право управления соответствующей ВТМ.
- Нельзя оставлять ВТМ с работающим двигателем. Перед выходом из машины машинист обязан остановить ее на ровной площадке без продольных уклонов, заглушить двигатель и затормозить ручным тормозом.
- Категорически запрещается осуществлять осмотры или вести монтажно-демонтажные, наладочные, регулировочные и ремонтные работы при работающем двигателе, подогревать двигатель в зимнее время открытым пламенем.
- При работе в темное время суток трактор (тягач) и прицепная машина должны иметь передние фары для освещения пути и хвостовые сигналы. Для освещения скрепера при наполнении ковша на машине должна быть установлена задняя фара.