На шахтах наибольшее распространение получили контактные и аккумуляторные электровозы. Применяют значительно реже дизелевозы, инерционные локомотивы (гировозы).
Контактный электровоз получает питание от контактной сети постоянного тока напряжением 250 и 275 В. Допускается напряжение до 600 В.
Контактные электровозы
Основные элементы контактного электровоза К14 (рис. 6.4):
- кузов 5,
- ходовая часть 4,
- рессорная подвеска 5,
- тормозная система,
- кабина 2,
- токоприемник 1,
- буфер 6 со сцепным устройством.
Основной элемент ходовой части электровоза — колесная пара, состоящая из оси с напрессованными колесами и зубчатым колесом.
Ось снабжена шейками для подшипникрв редуктора, корпус которого соединен с корпусом тягового электродвигателя. Противоположный конец редуктора опирается через амортизаторы на балку рамы электровоза.
Шейки осей установлены в подшипниках, расположенных в буксах. Кузов электровоза опирается на буксы при помощи рессор. Кабина машиниста контактных электровозов расположена либо в средней части, либо на одном из концов.
Характеристики контактных электровозов
В таблице 6.7 приведены технические характеристики контактных электровозов.
Аккумуляторные шахтные электровозы
Аккумуляторные электровозы, широко используемые в угольных шахтах, оборудуют аккумуляторной батареей, занимающей основной объем кузова.
Шахтные электровозы имеют две тормозные системы: электрическую и механическую. Электрическое реостатное торможение используется для рабочего, механическое — для экстренного (аварийного) торможения.
Механическая тормозная система включает в себя колодочный тормоз с ручным, пневматическим или гидравлическим приводом. На тяжелых шахтных электровозах устанавливают дополнительный рельсовый электромагнитный тормоз, взаимодействующий магнитными тормозными башмаками с рельсами.
Электровозы оборудуют песочной системой. Песок подается под колеса электровоза для лучшего их сцепления с рельсами при открывании выпускных отверстий песочниц.
Технические характеристики аккумуляторных электровозов
В таблице 6.8 приведены технические характеристики аккумуляторных электровозов.
Электровозы для открытых горных работ
На открытых горных работах все большее распространение получают тяговые агрегаты, представляющие собой комбинацию из электровоза управления, дизельной секции и моторного вагона.
Существуют тяговые агрегаты, в состав которых входят электровоз управления и два моторных вагона. Тяговые агрегаты имеют большую массу и могут перевозить составы общей массой до 2000 т и преодолевать затяжные подъемы с уклоном до 70%.
Тяговые агрегаты с дизельной секцией могут двигаться по горизонтальным или слабо наклонным путям без контактного провода.
Электровозы для открытых горных работ по конструкции значительно сложнее используемых на шахтах.
В табл. 6.9 приведены технические характеристики современных тяговых агрегатов.