Производительностью (т/ч или м3/ч) транспортной машины называют отношение количества груза ко времени его прохождения через любое неподвижное сечение грузонесущего органа (конвейерной ленты, вагонетки и т.д.).
Различают производительность:
- теоретическую,
- техническую,
- эксплуатационную.
Теоретическую производительность
Теоретическую производительность определяют при условии максимального заполнения теоретического объема транспортирующего органа машины и без учета возможных пауз в работе.
Техническая производительность меньше теоретической. Она зависит от степени заполнения теоретического объема транспортирующего органа, а также от кусковатости груза, технических и технологических условий загрузки и угла установки машины.
Для машины периодического действия учитывают также затраты времени на движение порожняком, маневровые и погрузочно-разгрузочные операции.
Техническая производительность
Техническая производительность указывается в заводском паспорте машины.
Техническая производительность машин непрерывного действия:
где:
- Q — производительность по массе, т/ч;
- V — производительность по объему, м3/ч;
- тгр — линейная плотность груза на ленте, кг/м;
- v — скорость движения ленты, м/с.
Между этими производительностями существует соотношение Q = Vv.
Техническая производительность транспортных машин цикличного действия
где:
- Q — грузоподъемность машины, или состава вагонов, т;
- lг, lп — длина трассы в грузовом и порожняковом направлениях, м;
- vTcp vпср — средние скорости движения транспортной машины с грузом и порожняком, м/мин;
- tп, tр, tм — время погрузки, разгрузки и маневров, мин.
Эксплуатационная производительность, как правило, меньше технической и определяется степенью совершенства организации горных работ и работы транспорта. Она отражает также неравномерность грузопотоков .