Насыпные грузы характеризуются плотностью, коэффициентом разрыхления, крупностью, углом естественного откоса.
Плотность
Плотность измеряется отношением массы груза к занимаемому объему. Отношение плотности v’ (т/м3) горной массы в целике к ее плотности v (т/м3) в разрыхленном состоянии называют коэффициентом разрыхления, kp = v’/v.
Кусковатость насыпного груза
Крупность насыпного груза характеризуют кусковатостью, или гранулометрическим составом. Кусковатость, или гранулометрический состав, — это количественное соотношение содержания кусков различной крупности в горной массе.
По гранулометрическому составу различают рядовые грузы, у которых amax/amin> 2,5 где аmin (мм) — размер наименьшего куска в массе груза, и сортированные, для которых характерно соотношение:
Наряду с этим по крупности насыпные грузы подразделяют на:
- крупнокусковые при кусках размером более 160 мм;
- среднекусковые — 60 — 160 мм;
- мелкокусковые — 10 — 60 мм;
- зернистые — 0,5 — 10 мм;
- порошкообразные с размером частиц 0,05 — 0,5 мм,
- пылевидные — менее 0,05 мм.
Для руды принята другая градация кусковатости:
- очень крупная руда — более 600 мм;
- крупная — 300-600 мм;
- средней крупности — 100-300 мм;
- рудная мелочь — менее 100 мм.
Угол естественного откоса
Угол естественного откоса насыпного груза определяется утлом наклона боковой поверхности к основанию конуса, образуемого при свободной насыпке груза на горизонтальную поверхность.
Различают угол естественного откоса р’ — в покое и р — в движении на транспортной машине.
Из-за вибрации, возникающей при движении машины, материал начинает рассыпаться до тех пор, пока силы внешнего воздействия не будут уравновешены силами трения между частицами груза.
Угол естественного откоса в движении р для большинства насыпных грузов составляет 0,5—0,7 угла естественного откоса в покое р‘.
В табл. 6.1 приведены характеристики некоторых насыпных грузов.
Абразивность груза
При выборе транспортных средств для эксплуатации на конкретном горном предприятии следует также учитывать:
- абразивность груза — свойство горной массы истирать контактирующие с ней поверхности транспортных машин,
- влажность — содержание воды в грузе,
- влагоемкость — склонность поглощать воду, что вызывает слеживаемость и смерзаемость, склонность к самовозгоранию, липкость, склонность к образованию сводов над выпускными отверстиями бункеров и рудоспусков.