Перспективы развития транспортных машин на горных предприятиях

транспортные машины на горных предприятиях ГОРНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ

Развитие и совершенствование транспортных средств на горных предприятиях связано главным образом с ростом грузопотоков, которые на отдельных трассах достигают десятков миллионов тонн горной массы в год.

Разновидности современных транспортных машин на горных предприятиях

Забойные скребковые конвейеры

Производительность забойных скребковых конвейеров уже превысила 1000 т/ч, а мощность приводов достигает нескольких сот киловатт. Намечается дальнейшее повышение прочности рештачного става, использование более высокопрочных цепей для скребкового рабочего органа.

В последних моделях скребковых конвейеров во избежание заштыбовки цепи выносят из направляющих пазов ближе к оси конвейера.

Скребковый конвейер становится неотъемлемой частью угледобывающих комплексов и агрегатов.

Ленточные конвейеры

Возрос ассортимент типов и типоразмеров подземных ленточных конвейеров. Все более широкое распространение получают телескопические ленточные конвейеры, принимающие уголь из очистных забоев. В современных телескопических конвейерах раздвижность достигает 50м.

Современные магистральные ленточные конвейеры для открытых горных работ характеризуются весьма высокой производительностью (до 30 000 т/ч), большой мощностью приводной станции (до 10 000 кВт), использованием весьма высокопрочных лент (до 75000 Н/мм).

В весьма мощных конвейерах перспективным считается применение без редукторных приводов с вентильными тихоходными электродвигателями. В этих приводных станциях вал тягового барабана соединяется непосредственно с валом ротора электродвигателя.

С целью увеличения типоразмеров конвейеров при относительно небольших затратах проводится глубокая унификация сборочных единиц ленточных конвейеров и разрабатываются унифицированные блоки.

Наклонные ленточные конвейеры

Дальнейшее развитие и совершенствование конвейерного транспорта будут идти в направлении создания круто наклонных ленточных конвейеров.

В настоящее время отечественной промышленностью освоено производство круто наклонного конвейера 2ЛН100, обеспечивающего транспортирование горной массы по трассам с углами наклона до 25°.

Расширению области применения конвейерного транспорта будет способствовать освоение производства конвейеров, перемещающих крупнокусковые грузы с размером кусков более 500 мм. В этом отношении перспективен ленточно-тележечный конвейер конструкции чл.-корр. АН СССР А.О. Спиваковского.

Отличительной особенностью такого конвейера является то, что грузовая ветвь конвейерной ленты поддерживается ходовыми тележками, в результате чего исключается шевеление груза в процессе движения ленты.

Эксплуатация таких конвейеров показала, что они могут перемещать грузы, практически любой крупности, соизмеримой с шириной ленты.

Монорельсовые дороги

Рост конвейеризации на шахтах требует решения проблемы доставки вспомогательных грузов. Для этих целей перспективными считаются монорельсовые дороги с дизельным монорельсовым локомотивом. Их грузоподъемность до 7 т, они могут работать на уклонах до 30°.

Такие локомотивы оборудуют взрывобезопасными дизельными двигателями, снабженными системой очистки выхлопных газов.

Совершенствование локомотивного транспорта будет идти по пути более широкого использования секционных поездов, локомотивов с тиристорным управлением, применения более совершенных тормозных средств, создания систем автоматического вождения поездов.

Карьерный транспорт

Карьерный транспорт характеризуется высокими темпами развития автомобильного транспорта. К настоящему времени больше половины всей горной массы на открытых разработках перевозится автосамосвалами.

Отечественной промышленностью освоено производство карьерных автосамосвалов грузоподъемностью до 180 т, причем автосамосвалы серии БелАЗ грузоподъемностью 110 и 180 т по основным техническим параметрам соответствуют лучшим зарубежным образцам.

Проектируются автосамосвалы грузоподъемностью 230 и 320 т.

Отечественный карьерный железнодорожный транспорт быстрыми темпами оснащается тяговыми агрегатами, обеспечивающими перевозку составов грузоподъемностью более 1000 т и преодолевание уклонов до 70°.

Эксплуатация тяговых агрегатов показала их высокую эффективность. Очевидно, что тяговые агрегаты в ближайшее десятилетие будут основным типом локомотивов с электрическим питанием.

Конвейерный транспорт

Конвейерный транспорт на открытых разработках до настоящего времени не получил широкого распространения. Общий объем перевозок ленточными конвейерами на карьерах не превышает 5%.

Однако, несмотря на его столь ограниченное использование, ленточные конвейеры весьма перспективны, особенно в системах циклично-поточной технологии. Конвейерный транспорт наиболее выгодно использовать для подъема горной массы из глубоких карьеров.

При глубине карьера более 100 м он обеспечивает самую низкую себестоимость транспортирования. Основное направление совершенствования ленточных конвейеров — повышение, качества конвейерных лент, роликов и других узлов.

Полустационарные дробильные агрегаты

Расширению области использования конвейеров на карьерах будет способствовать освоение отечественной промышленностью производства самоходных дробильных агрегатов или полу стационарных дробилок для дробления горной массы с последующей передачей ее на систему ленточных конвейеров.

Некоторые зарубежные фирмы изготовляют полустационарные дробильные агрегаты производительностью до нескольких тысяч тонн в 1 ч. Использование таких агрегатов позволяет создавать поточные конвейерные линии от экскаваторного забоя до поверхности.

Пневмоконтейнерный транспорт

Касаясь нетрадиционных видов транспорта, которые в последнее время разрабатываются некоторыми институтами, — трубопроводного пневмоконтейнерного и конвейерных поездов, следует отметить их ограниченное использование вследствие сложности организации разгрузки транспортных сосудов.

Пневмоконтейнерный транспорт представляет собой систему, состоящую из трубопровода диаметром 1000—1600 мм, по которому перемещаются под действием сжатого воздуха сосуды (контейнеры).

В конечных пунктах происходят загрузка и разгрузка контейнеров. Эксплуатация первых пневмоконтейнерных установок показала, что они могут использоваться на горизонтальных или слабонаклонных трассах при перевозке сортированных сыпучих грузов.

Конвейерный поезд

Конвейерный поезд представляет собой состав, собранный из отдельных секций, кузова которых не имеют торцовых стенок и образуют гибкий глубокий желоб.

Поезд передвигается по рельсам при помощи приводных устройств, установленных вдоль рельсового пути. Приводные устройства могут быть фрикционного типа или магнитные в виде линейных электродвигателей.

Приводные устройства располагают с интервалом, несколько меньшим длины состава, и состав как бы передается от одного приводного устройства к другому.

Такие транспортные системы иногда называют эстафетными. Загрузка состава может производиться непрерывно. Разгрузка производится опрокидыванием либо всего состава, либо только кузовов секций.

Оцените статью
Горные машины - спецтехника