Ленточно-канатные конвейеры

Ленточно-канатные конвейеры ГОРНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ

В ленточно-канатных конвейерах тяговыми элементами являются стальные канаты, а грузонесущим — лента специальной конструкции, свободно лежащая на канатах.

Наибольшее распространение получили конвейеры с двумя тяговыми канатами диаметром 29,5 ± 58 мм. Ширина ленты — 766-1520 мм, диаметр приводных шкивов — 2000 ± 4500 мм.

Такие конвейеры устанавливаются по длинным трассам и имеют длину от 2000 до 30000 м.

Основные преимущества и недостатки ленточно-канатных конвейеров

повышенный срок службы ленты (до 10 лет) и сравнительно небольшая общая металлоемкость;

недостатки:

  • большие габариты приводных и натяжных станций,
  • необходимость применения ленты специальной конструкции,
  • ограничения по углу подъема (до 13°) и по крупности кусков (до 300 мм) транспортируемого груза.

Назначение скребковых конвейеров

Скребковые конвейеры транспортируют насыпные грузы волочением по неподвижному желобу с помощью тягового органа, состоящего из одной или нескольких цепей с закрепленными на них перегородками — скребками, погруженными в слой насыпного груза.

Основное назначение скребковых конвейеров — доставка полезного ископаемого по очистному забою в угольных шахтах.

Кроме того, они могут устанавливаться в просеках, печах, хвосте пластинчатого или ленточного конвейера, а также в магистральных выработках длиной до 150 м.

Максимальный угол наклона, при котором скребковые конвейеры могут транспортировать насыпные грузы, 35°.

Основные элементы скребковых конвейеров

Основные элементы скребковых конвейеров (рис. 6.2):

  • тяговый скребковый орган 3;
  • решёточной став 7, состоящий из двух параллельных желобов, по которым перемещаются рабочая и холостая ветви тягового органа; приводное устройство 2, служащее для приведения в движение тягового органа.

Некоторые типы скребковых конвейеров оборудуют натяжными устройствами.

Скребковый конвеер

Рештачный став

Рештачный став собирают из унифицированных секций (рештаков) длиной от 1 до 2,5 м. Рештаки выполняют штампованными или сварными с прямоугольной или трапециевидной формой поперечного сечения.

Рештаки соединяют в став быстроразъемными крючковыми соединениями или болтами. В большинстве конструкций конвейеров рештаки укладывают один над другим, образуя открытый желоб для рабочей ветви и закрытый для холостой.

Имеются конвейеры, у которых рештаки собраны в два параллельных желоба, лежащих в одной плоскости.

Тяговые органы скребковых конвейеров

Тяговые органы скребковых конвейеров состоят из одной, двух или трех тяговых цепей, к которым болтами или специальными планками крепят скребки.

Приводное устройство скребковых конвейеров состоит из тягового блока, включающего в себя приводной вал со звездочками, редуктор и электродвигатель.

Наибольшее распространение получили асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором. Редукторы применяют цилиндрические или цилиндроконические.

Двигатель с редуктором соединяют при помощи соединительных или предохранительных муфт. В мощных конвейерах используют гидромуфты.

Все части привода конвейера смонтированы на общей раме. В современных конвейерах электродвигатель, гидромуфта и редуктор с помощью фланцевых соединений объединены в приводные блоки.

Абсолютное большинство конвейеров, работающих в очистных забоях в составе комбайновых и струговых комплексов, а также в комплектах очистного оборудования с индивидуальными крепями, являются передвижными.

Они могут подвигаться к забою после выемки комбайном полосы угля фронтально (по всей длине очистного забоя) или «волной» вслед за перемещением очистного комбайна.

Подвигание конвейеров к забою при работе в составе комбайновых или струговых комплексов производится домкратами секций механизированных агрегатированных крепей.

Если в очистном забое установлены секции комплектных механизированных крепей или применяется индивидуальная крепь, конвейеры передвигаются с помощью домкратов гидропередвижчиков.

Разборный конвейер

Процесс перемонтажа разборных конвейеров в очистных забоях весьма трудоемок.

Разборный конвейер СК38 имеет малую высоту рештачного става, поскольку рабочая и холостая ветви скребковой цепи этого конвейера замкнуты в горизонтальной плоскости. Поэтому он выпускается промышленностью для очистных забоев на тонких пластах, оснащенных широкозахватными очистными комбайнами.

Разборный конвейер 1СР70М предназначен для доставки угля, горной массы и материалов по участковым горным выработкам и поэтому реже подвержен перемонтажам.

Конвейер СР60 используется в тех забоях, где еще осуществляется пока взрывоотбойка угля после подрубки пласта врубовой машиной.

Расчётный грузопоток

Исходные данные для определения основных параметров скребкового конвейера:

  • расчетный грузопоток Qр (т/ч), поступающий на конвейер;
  • длина конвейера L (м),
  • средний угол наклона B (градус).

К основным эксплуатационным параметрам скребкового конвейера относятся:

  • размеры желоба, определяющие площадь поперечного сечения груза Ω0 (м2),
  • скорости движения рабочего органа v (м/с),
  • прочность тяговых цепей Sp (Н),
  • мощность привода N (кВт).

Расчетный грузопоток

Расчетный грузопоток

где

  • γ — насыпная плотность груза, т/м;
  • ψ — 0,5-0,8 — коэффициент заполнения желоба (большие значения принимают для наклонных конвейеров, транспортирующих груз вниз);
  • с — коэффициент, учитывающий изменение производительности конвейера в зависимости от угла наклона.

мощность привода

где

  • 1,2 — коэффициент, учитывающий увеличение мощности в период пуска и кратковременного стопорения цепей в направляющих;
  • Sнб и Sсб — натяжения набегающей и сбегающей ветвей цепного органа на приводной звездочке, Н;
  • η — к.п.д. механической передачи;
  • υ — скорость тягового органа, м/с.

Видео о ленточных конвейерах

Оцените статью
Горные машины - спецтехника