Выемочно-транспортирующие машины: бульдозеры, скреперы, погрузчики

Выемочно-транспортирующие машины Бурильные машины и установки

Бульдозеры

Бульдозер на гусеничном тракторе и колёсный - схема

  • Бульдозером называется выемочно-транспортирующая машина (рис. 4.12), оборудованная:
  • Отвалом 3 с ножом 2, для послойной срезки, перемещения и разравнивания породы. Отвал с ножом закрепляется впереди тягового агрегата трактора или тягача на толкающей раме 7.
  • Бульдозеры снабжаются гидроцилиндрами 4 подъема и опускания отвала.
  • Бульдозеры, применяющиеся на горных работах, в основном оснащены неповоротным отвалом, установленным под углом 90°к продольной оси тягового агрегата.
  • Толкающая рама 7 связывает отвал с базовой машиной и передает ему напорное усилие. К задней стенке отвала 3 крепятся кронштейны, в которые вставляются пальцы рычагов 5, соединяющих его с боковыми брусьями толкающей рамы и допускающих перекос отвала в вертикальной плоскости.

У бульдозеров с поворотным отвалом последний можно устанавливать в горизонтальной плоскости под углом до 27° в обе стороны от продольной оси или перпендикулярно к ней.

Рыхлители

Тракторы одновременно с отвалом оснащаются также рыхлителями, представляющими собой прицепное или навесное оборудование к трактору.

Рыхлители применяются для разрушения пород, которые не могут быть эффективно и экономично разрушены экскаваторами и бульдозерами. К таким породам относятся:

  • песчаник,
  • глинистый сланец,
  • известняки,
  • доломит.

Наибольшее распространение получили навесные рыхлители.

Бульдозеры серийно выпускаются на базе гусеничных тракторов тяговых классов 30, 40, 100, 150 и 250 кН и на базе колесных тягачей классов 14, 40, 100 и 250 кН.

Наибольшее распространение на карьерах получили бульдозерно-рыхлительные агрегаты на базе тракторов Т-130.1. Г-1, Т-180Г, ДЭТ-250М и Т-330 (табл. 4.5).

Таблица характеристик - бульдозерно-рыхлительные агрегаты на базе тракторов Т-130.1. Г-1, Т-180Г, ДЭТ-250М и Т-330

Наиболее мощным отечественным колесным бульдозером является бульдозер модели ДЗ-113 НПО «ВНИИстройдормаш».

Базовый тягач бульдозера ДЗ-113 — это специальное шасси с шарнирно-сочлененной рамой тягового класса 250 кН, мощностью двигателя 405 кВт и скоростью передвижения до 50 км/ч.

Угол резания отвала бульдозера 55° и возможность поперечного перекоса ±15°. Навесной рыхлитель имеет от одного до трех зубьев. Глубина рыхления до 200 мм. Для управления отвалом и рыхлителем используется гидросистема базового трактора.

Скреперы

Скреперы — выемочно-транспортирующие машины, предназначенные для послойного срезания породы и транспортирования ее на расстояние до нескольких километров с последующей послойной укладкой в месте выгрузки.

Скреперы

Скрепер (рис. 4.13) представляет собой:

  • Буксируемый или самоходный ковш 4, имеющий нож 6 по всей ширине передней кромки днища ковша. С помощью ножа отделяется слой породы. Ковш является рабочим органом скрепера, который врезается в массив под действием тягового и напорного усилий.
  • Спереди он снабжен заслонкой 3, с помощью которой изменяется размер щели между режущей кромкой (ножом) ковша и нижней кромкой заслонки. Размер щели расширяется в зависимости от толщины срезаемого слоя, которая, в свою очередь, зависит от физико-механических свойств породы. После заполнения ковша заслонка закрывается и ковш переводится в транспортное положение.
  • Порода, из скрепера выгружается принудительным способом. Заслонка 3 открывается и порода выталкивается из ковша подвижной задней стенкой 5.
  • Повороты заслонки, перевод ковша в рабочее и транспортное положения, перемещение задней стенки ковша производятся с помощью гидравлических цилиндров, установленных на скрепере.
  • Полуприцепные и самоходные скреперы агрегатируются с тракторами и тягачами 1 с помощью седельно-сцепного устройства 2.

Кроме самоходных (рис. 4.13, б) и полуприцепных (рис. 4.13, а) выпускаются также двухосные прицепные скреперы (рис. 4.13, в).

Характеристики скрепера

Характеристики скрепера

Самоходные скреперы по сравнению с прицепными и полуприцепными имеют при одинаковой общей массе большие:

  • сцепной вес,
  • мощность,
  • маневренность и быстроходность.

Основные параметры скрепера:

  • мощность двигателя тягача,
  • конструктивная масса машины,
  • габариты и максимальная толщина срезаемого слоя грунта,
  • колесная база,
  • рабочая и транспортная скорости,
  • нагрузка на оси.

Главный параметр — геометрическая вместимость ковша V (м3).

Основные технические данные скреперов

  • Масса снаряженного скрепера – 20 тонн.
  • Величина заглубления ножа – 300 мм.
  • Масса скрепера самоходного полная – 36 тонн.
  • Грузоподъёмность – 16 тонн.
  • Максимальная скорость снаряжённого скрепера – 44 км/ч.
  • Угол поворота тягача в каждую сторону – 85 градусов.
  • Радиус поворота по крайней выступающей точке – 8,6 метров.
  • Дорожный просвет под ножами скрепера – 0,45 м.
  • Максимальная толщина слоя отсыпки – 0,45 м.
  • Вертикальная нагрузка на седельносцепное устройство – 8 тонн (80 кН).
  • Угол поворота тягача относительно скрепера в вертикальной плоскости (качание) в каждую сторону – 15 градусов.
  • Объём ковша – 8,3 кубометров (геометрический), 11 кубометров (номинальный, «с шапкой»).
  • Ширина полосы резания – 2,82 м.
  • Ширина по упряжной тяге – 3,27 м.
  • Размер шин – 21х28 дюймов.

Наиболее крупные отечественные скреперы:

  • прицепной — ДЗ-79, агрегатируемый с базовым трактором Т-330;
  • полуприцепной — ДЗ-74, агрегатируемый с двухосным трактором К-702;
  • самоходный одномоторный, агрегатируемый с одноосным тягачом БелАЗ-531.

Наиболее мощным отечественным скрепером является разработанный НПО «ВНИИстройдормаш» двухмоторный самоходный скрепер ДЗ-107-1 с общей установленной мощностью привода 914 кВт, грузоподъемностью 45 т и вместимостью ковша с шапкой около 30 м3.

Масса груженого скрепера составляет 115 т, а скорость перемещения с полной нагрузкой на горизонтальных участках дороги достигает 50 км/ч.

Одноковшовые фронтальные погрузчики

Одноковшовые фронтальные погрузчики (рис. 4.14) получают все более широкое применение на открытых горных работах благодаря своей универсальности.

Одноковшовый фронтальный погрузчик

Погрузчики создаются на базе гусеничных тракторов или специальных самоходных пневмошинных 1 шасси.

Фронтальные погрузчики могут разгружать ковш 2 путем его опрокидывания вперед, вбок (боковая разгрузка) или через себя.

При транспортировании горной массы к месту ее разгрузки ковш 2 погрузчика поднят вверх (рис. 4.14, а), а вначале загрузки перед зачерпыванием горной массы — опущен вниз (рис. 4.14, б).

Основные технические данные одноковшовых фронтальных погрузчиков

Предприятие-изготовитель, модель Двигатель Мощность, кВт Грузоподъемность, т Вместимость ковша, м3 Высота выгрузки, м Масса, т
ОАО «ПТЗ»
ПК-6
ЯМЗ-238 HD
173
6,0
2,6 — 4,3
3,26
21,0
3060
ЯМЗ-238 HD3
173
8,0
3,5; 4,1
3,26
21,0

ОАО «Донецкий экскаватор»

ЗТМ-216А (АРТ)
D442-13 АМЗ D260.2 ММЗ Cummins 6BT
95
3,5
2
2,8
10,2
ЗАО «ЧСДМ»
В130
D245С2 ММЗ
90
2,8
2,0
2,8
10,8
В140
ЯМЗ-236 М2
132
4,5
3,0
3,1
14,5
В160
ЯМЗ 238 М2; Cummins 6CT8.3
176; 158
6,2
5,0
3,25
20,1
В175
ЯМЗ-238 М2
176
7,4
4,2
3,28
25,1
В190
ЯМЗ-238 D-1
240
9,0
5,0
3,33
28,0

ООО «ЧТЗ-Уралтрак»

ПК-46
ЯМЗ-236 М2-4
132
4,6
2,4
2,9
14,0
ПК-65
ЯМЗ-238 М2-21
176
6,5
3,6
3,14
19,0

ЗАО «Орёл-Погрузчик»

ПК-27
D245 ММЗ
74
2,7
1,6
2,82
9,0
ПК-40
D260 ММЗ
109
4,0
2,2
3,25
11
ПК-60
ЯМЗ-236А14
143
6,0
3,0
2,9
16,2

ЗАО «Орёлдормаш»

ТО-1835
Cummins 6BT.5.9 C
100
3,5
1,6
3,0
10,5
Д-3365
Cummins 6СTАА.8.3 C
172
6,3
3,0
3,21
20,9

ПО «Могилёвский автозавод»

МоАЗ-4048
ЯМЗ-8481.10 ЯМЗ-238Б Cummins M11C
220 256 256
7,5
3,7…6,0
3,4
29,5

РУПП ПО «БелАЗ»

БелАЗ-7822
ЯМЗ-8424.10-06 Cummins КТА 19-С
312 365
10,0
6,0…9,0
4,05
53,0

ОАО «Амкодор»

333В(С)
D260.2 ММЗ
90
3,4
1,9
2,8
10,4
333В-01(С)
D260.2 ММЗ
90
2,6
3,0
3,05
10,4
342В(С)
D260.1 ММЗ
109
4,0
2,3
3,07
11,7
343В
А-01МКСИ АМЗ
95
4,0
2,3
3,07
11,8
343В-01
А-01МКСИ АМЗ
95
3,
1,9…4,2
3,45
12,0
361
ЯМЗ-238 М2
173
6,0
3,4
3,2
20,5
371
Cummins 6СTА 8.3 ЯМЗ-7601
191 210
7,0
3,8
3,15
21,35

Гусеничные фронтальные погрузчики

Гусеничные фронтальные погрузчики могут выполняться как с челюстным, так и с опрокидывающимся ковшом. Погрузчик с челюстным ковшом может также выполнять и бульдозерные работы.

Погрузчик-бульдозер может иметь также сменный ковш для боковой разгрузки породы.

Наиболее мощный отечественный фронтальный погрузчик — это погрузчик ТО-21 с ковшом вместимостью 7,5 м3 на самоходном пневмошинном шасси, проходящий промышленные испытания.

Он может иметь сменные ковши различной вместимости, а также оснащаться другим навесным оборудованием (бульдозерным ножом, вильчатым захватом, грузоподъемной платформой, рыхлителем и др.).

Мощность дизельного двигателя 405 кВт. На машине установлены электрическая трансмиссия и мотор-колеса.

В стадии разработки находятся колесные фронтальные погрузчики с ковшом вместимостью до 20 м3.

Оцените статью
Горные машины - спецтехника