- Бульдозеры
- Рыхлители
- Скреперы
- Характеристики скрепера
- Основные технические данные скреперов
- Одноковшовые фронтальные погрузчики
- Основные технические данные одноковшовых фронтальных погрузчиков
- ОАО «Донецкий экскаватор»
- ООО «ЧТЗ-Уралтрак»
- ЗАО «Орёл-Погрузчик»
- ЗАО «Орёлдормаш»
- ПО «Могилёвский автозавод»
- РУПП ПО «БелАЗ»
- ОАО «Амкодор»
- Гусеничные фронтальные погрузчики
Бульдозеры
- Бульдозером называется выемочно-транспортирующая машина (рис. 4.12), оборудованная:
- Отвалом 3 с ножом 2, для послойной срезки, перемещения и разравнивания породы. Отвал с ножом закрепляется впереди тягового агрегата трактора или тягача на толкающей раме 7.
- Бульдозеры снабжаются гидроцилиндрами 4 подъема и опускания отвала.
- Бульдозеры, применяющиеся на горных работах, в основном оснащены неповоротным отвалом, установленным под углом 90°к продольной оси тягового агрегата.
- Толкающая рама 7 связывает отвал с базовой машиной и передает ему напорное усилие. К задней стенке отвала 3 крепятся кронштейны, в которые вставляются пальцы рычагов 5, соединяющих его с боковыми брусьями толкающей рамы и допускающих перекос отвала в вертикальной плоскости.
У бульдозеров с поворотным отвалом последний можно устанавливать в горизонтальной плоскости под углом до 27° в обе стороны от продольной оси или перпендикулярно к ней.
Рыхлители
Тракторы одновременно с отвалом оснащаются также рыхлителями, представляющими собой прицепное или навесное оборудование к трактору.
Рыхлители применяются для разрушения пород, которые не могут быть эффективно и экономично разрушены экскаваторами и бульдозерами. К таким породам относятся:
- песчаник,
- глинистый сланец,
- известняки,
- доломит.
Наибольшее распространение получили навесные рыхлители.
Бульдозеры серийно выпускаются на базе гусеничных тракторов тяговых классов 30, 40, 100, 150 и 250 кН и на базе колесных тягачей классов 14, 40, 100 и 250 кН.
Наибольшее распространение на карьерах получили бульдозерно-рыхлительные агрегаты на базе тракторов Т-130.1. Г-1, Т-180Г, ДЭТ-250М и Т-330 (табл. 4.5).
Наиболее мощным отечественным колесным бульдозером является бульдозер модели ДЗ-113 НПО «ВНИИстройдормаш».
Базовый тягач бульдозера ДЗ-113 — это специальное шасси с шарнирно-сочлененной рамой тягового класса 250 кН, мощностью двигателя 405 кВт и скоростью передвижения до 50 км/ч.
Угол резания отвала бульдозера 55° и возможность поперечного перекоса ±15°. Навесной рыхлитель имеет от одного до трех зубьев. Глубина рыхления до 200 мм. Для управления отвалом и рыхлителем используется гидросистема базового трактора.
Скреперы
Скреперы — выемочно-транспортирующие машины, предназначенные для послойного срезания породы и транспортирования ее на расстояние до нескольких километров с последующей послойной укладкой в месте выгрузки.
Скрепер (рис. 4.13) представляет собой:
- Буксируемый или самоходный ковш 4, имеющий нож 6 по всей ширине передней кромки днища ковша. С помощью ножа отделяется слой породы. Ковш является рабочим органом скрепера, который врезается в массив под действием тягового и напорного усилий.
- Спереди он снабжен заслонкой 3, с помощью которой изменяется размер щели между режущей кромкой (ножом) ковша и нижней кромкой заслонки. Размер щели расширяется в зависимости от толщины срезаемого слоя, которая, в свою очередь, зависит от физико-механических свойств породы. После заполнения ковша заслонка закрывается и ковш переводится в транспортное положение.
- Порода, из скрепера выгружается принудительным способом. Заслонка 3 открывается и порода выталкивается из ковша подвижной задней стенкой 5.
- Повороты заслонки, перевод ковша в рабочее и транспортное положения, перемещение задней стенки ковша производятся с помощью гидравлических цилиндров, установленных на скрепере.
- Полуприцепные и самоходные скреперы агрегатируются с тракторами и тягачами 1 с помощью седельно-сцепного устройства 2.
Кроме самоходных (рис. 4.13, б) и полуприцепных (рис. 4.13, а) выпускаются также двухосные прицепные скреперы (рис. 4.13, в).
Характеристики скрепера
Самоходные скреперы по сравнению с прицепными и полуприцепными имеют при одинаковой общей массе большие:
- сцепной вес,
- мощность,
- маневренность и быстроходность.
Основные параметры скрепера:
- мощность двигателя тягача,
- конструктивная масса машины,
- габариты и максимальная толщина срезаемого слоя грунта,
- колесная база,
- рабочая и транспортная скорости,
- нагрузка на оси.
Главный параметр — геометрическая вместимость ковша V (м3).
Основные технические данные скреперов
- Масса снаряженного скрепера – 20 тонн.
- Величина заглубления ножа – 300 мм.
- Масса скрепера самоходного полная – 36 тонн.
- Грузоподъёмность – 16 тонн.
- Максимальная скорость снаряжённого скрепера – 44 км/ч.
- Угол поворота тягача в каждую сторону – 85 градусов.
- Радиус поворота по крайней выступающей точке – 8,6 метров.
- Дорожный просвет под ножами скрепера – 0,45 м.
- Максимальная толщина слоя отсыпки – 0,45 м.
- Вертикальная нагрузка на седельносцепное устройство – 8 тонн (80 кН).
- Угол поворота тягача относительно скрепера в вертикальной плоскости (качание) в каждую сторону – 15 градусов.
- Объём ковша – 8,3 кубометров (геометрический), 11 кубометров (номинальный, «с шапкой»).
- Ширина полосы резания – 2,82 м.
- Ширина по упряжной тяге – 3,27 м.
- Размер шин – 21х28 дюймов.
Наиболее крупные отечественные скреперы:
- прицепной — ДЗ-79, агрегатируемый с базовым трактором Т-330;
- полуприцепной — ДЗ-74, агрегатируемый с двухосным трактором К-702;
- самоходный одномоторный, агрегатируемый с одноосным тягачом БелАЗ-531.
Наиболее мощным отечественным скрепером является разработанный НПО «ВНИИстройдормаш» двухмоторный самоходный скрепер ДЗ-107-1 с общей установленной мощностью привода 914 кВт, грузоподъемностью 45 т и вместимостью ковша с шапкой около 30 м3.
Масса груженого скрепера составляет 115 т, а скорость перемещения с полной нагрузкой на горизонтальных участках дороги достигает 50 км/ч.
Одноковшовые фронтальные погрузчики
Одноковшовые фронтальные погрузчики (рис. 4.14) получают все более широкое применение на открытых горных работах благодаря своей универсальности.
Погрузчики создаются на базе гусеничных тракторов или специальных самоходных пневмошинных 1 шасси.
Фронтальные погрузчики могут разгружать ковш 2 путем его опрокидывания вперед, вбок (боковая разгрузка) или через себя.
При транспортировании горной массы к месту ее разгрузки ковш 2 погрузчика поднят вверх (рис. 4.14, а), а вначале загрузки перед зачерпыванием горной массы — опущен вниз (рис. 4.14, б).
Основные технические данные одноковшовых фронтальных погрузчиков
Предприятие-изготовитель, модель | Двигатель | Мощность, кВт | Грузоподъемность, т | Вместимость ковша, м3 | Высота выгрузки, м | Масса, т |
---|---|---|---|---|---|---|
ОАО «ПТЗ» | ||||||
ПК-6 | ЯМЗ-238 HD | 173 | 6,0 | 2,6 — 4,3 | 3,26 | 21,0 |
3060 | ЯМЗ-238 HD3 | 173 | 8,0 | 3,5; 4,1 | 3,26 | 21,0 |
ОАО «Донецкий экскаватор» | ||||||
ЗТМ-216А (АРТ) | D442-13 АМЗ D260.2 ММЗ Cummins 6BT | 95 | 3,5 | 2 | 2,8 | 10,2 |
ЗАО «ЧСДМ» | ||||||
В130 | D245С2 ММЗ | 90 | 2,8 | 2,0 | 2,8 | 10,8 |
В140 | ЯМЗ-236 М2 | 132 | 4,5 | 3,0 | 3,1 | 14,5 |
В160 | ЯМЗ 238 М2; Cummins 6CT8.3 | 176; 158 | 6,2 | 5,0 | 3,25 | 20,1 |
В175 | ЯМЗ-238 М2 | 176 | 7,4 | 4,2 | 3,28 | 25,1 |
В190 | ЯМЗ-238 D-1 | 240 | 9,0 | 5,0 | 3,33 | 28,0 |
ООО «ЧТЗ-Уралтрак» | ||||||
ПК-46 | ЯМЗ-236 М2-4 | 132 | 4,6 | 2,4 | 2,9 | 14,0 |
ПК-65 | ЯМЗ-238 М2-21 | 176 | 6,5 | 3,6 | 3,14 | 19,0 |
ЗАО «Орёл-Погрузчик» | ||||||
ПК-27 | D245 ММЗ | 74 | 2,7 | 1,6 | 2,82 | 9,0 |
ПК-40 | D260 ММЗ | 109 | 4,0 | 2,2 | 3,25 | 11 |
ПК-60 | ЯМЗ-236А14 | 143 | 6,0 | 3,0 | 2,9 | 16,2 |
ЗАО «Орёлдормаш» | ||||||
ТО-1835 | Cummins 6BT.5.9 C | 100 | 3,5 | 1,6 | 3,0 | 10,5 |
Д-3365 | Cummins 6СTАА.8.3 C | 172 | 6,3 | 3,0 | 3,21 | 20,9 |
ПО «Могилёвский автозавод» | ||||||
МоАЗ-4048 | ЯМЗ-8481.10 ЯМЗ-238Б Cummins M11C | 220 256 256 | 7,5 | 3,7…6,0 | 3,4 | 29,5 |
РУПП ПО «БелАЗ» | ||||||
БелАЗ-7822 | ЯМЗ-8424.10-06 Cummins КТА 19-С | 312 365 | 10,0 | 6,0…9,0 | 4,05 | 53,0 |
ОАО «Амкодор» | ||||||
333В(С) | D260.2 ММЗ | 90 | 3,4 | 1,9 | 2,8 | 10,4 |
333В-01(С) | D260.2 ММЗ | 90 | 2,6 | 3,0 | 3,05 | 10,4 |
342В(С) | D260.1 ММЗ | 109 | 4,0 | 2,3 | 3,07 | 11,7 |
343В | А-01МКСИ АМЗ | 95 | 4,0 | 2,3 | 3,07 | 11,8 |
343В-01 | А-01МКСИ АМЗ | 95 | 3, | 1,9…4,2 | 3,45 | 12,0 |
361 | ЯМЗ-238 М2 | 173 | 6,0 | 3,4 | 3,2 | 20,5 |
371 | Cummins 6СTА 8.3 ЯМЗ-7601 | 191 210 | 7,0 | 3,8 | 3,15 | 21,35 |
Гусеничные фронтальные погрузчики
Гусеничные фронтальные погрузчики могут выполняться как с челюстным, так и с опрокидывающимся ковшом. Погрузчик с челюстным ковшом может также выполнять и бульдозерные работы.
Погрузчик-бульдозер может иметь также сменный ковш для боковой разгрузки породы.
Наиболее мощный отечественный фронтальный погрузчик — это погрузчик ТО-21 с ковшом вместимостью 7,5 м3 на самоходном пневмошинном шасси, проходящий промышленные испытания.
Он может иметь сменные ковши различной вместимости, а также оснащаться другим навесным оборудованием (бульдозерным ножом, вильчатым захватом, грузоподъемной платформой, рыхлителем и др.).
Мощность дизельного двигателя 405 кВт. На машине установлены электрическая трансмиссия и мотор-колеса.
В стадии разработки находятся колесные фронтальные погрузчики с ковшом вместимостью до 20 м3.