К буропогрузочным относятся погрузочные машины, на которые устанавливается навесное бурильное оборудование, и которые поочередно могут производить обуривание забоя и погрузку породы.
Использование комбинированных буропогрузочных машин сокращает число применяемых в проходческом забое машин и необходимость обмена в забоях подготовительных выработок бурильных установок и погрузочных машин.
Классификация буропогрузочных и погрузочно-транспортных машин
Буропогрузочные машины классифицируются по:
- типу базовых погрузочных машин; типу навесного бурильного оборудования — съемное или несъемное;
- числу манипуляторов и бурильных машин;
- типу головки бурильной машины;
- области применения — для слабых, средних и крепких пород;
- роду энергии — электрические, пневматические, гидравлические.
Виды навесного оборудования
Навесное оборудование состоит из:
- бурильных машин,
- гидравлических манипуляторов,
- поворотных устройств,
- пультов управления — общего и манипуляторами.
Особенность конструкций манипуляторов буропогрузочных машин — синхронизация движений их складывания и поворота бурильной машины.
- При сложенном манипуляторе бурильная машина располагается вдоль оси погрузочной машины.
- Несъемным навесным бурильным оборудованием со складывающимися манипуляторами оснащаются в основном погрузочные машины непрерывного действия.
- На ковшовых погрузочных машинах применяется обычно съемное навесное бурильное оборудование, устанавливаемое на время бурения шпуров.
- Для проведения выработок в породах с коэффициентом крепости F<8 применяют электрические бурильные машины вращательного действия, в породах с f = 8-16 и более — вращательно-ударные и ударно-вращательные бурильные машины.
- Буропогрузочные машины имеют обычно один или два манипулятора и комплектуются одной, двумя и четырьмя бурильными машинами.
Модели буропогрузочных машин
В настоящее время выпускаются буропогрузочные машины 1ПНБ2Б, 1ПНБ2Бс и 2ПНБ2Б, снабжены одним манипулятором.
Буропогрузочные машины 1ПНБ2Б и 1ПНБ2Бс выполнены на базе погрузочной машины 1ПНБ2 и дополнительно оснащены бурильным оборудованием для бурения шпуров при буровзрывном способе проведения выработок.
Машина 1ПНБ2Бс является модификацией машины 1ПНБ2Б для сланцевых шахт и обеспечивает процесс фронтального и флангового бурения. Обе буропогрузочные машины оснащаются электрическими бурильными машинами вращательного действия.
Система пылеподавления при бурении шпуров машины 1ПНБ2Б предусматривает разводку промывочного шланга для осуществления промывки шпура, а в машине 1ПНБ2Бс в зоне бурения установлена форсунка для орошения устья шпура. Машины комплектуются насосом системы орошения.
Суммарная мощность двигателей буропогрузочных машин 1ПНБ2Б и 1ПНБ2Бс составляет соответственно 41 и 48,5 кВт:
Буропогрузочная машина 2ПНБ2Б
Буропогрузочная машина 2ПНБ2Б (рис. 3.4) выполнена на базе погрузочной машины 2ПНБ2 и предназначена для механизации процессов бурения шпуров и погрузки горной массы с размером кусков до 500 мм при проведении горизонтальных и наклонных (±8°) горных выработок.
Навесное бурильное оборудование включает в себя:
- опорную часть 5,
- стрелу манипулятора 4,
- две сменные бурильные установки — электрическую 3 вращательного действия (для пород с F = 6-8) и пневматическую 7 вращательно-ударного действия (для пород с f = 8-12),
- пульт управления б,
- гидроразводку 2,
- систему орошения 1.
Гидравлическая система навесного оборудования получает питание от насосной станции погрузочной машины. Сжатый воздух для пневматической бурильной машины подается из магистрального трубопровода, проложенного в выработке.
При бурении шпуров пылеподавление осуществляется подачей воды через полую буровую штангу в шпур. Суммарная мощность двигателей буропогрузочной машины составляет 74,5 кВт.
Управление погрузочным органом машины — двустороннее, навесным оборудованием — одностороннее.
Погрузочно-транспортные машины
По конструктивному исполнению погрузочно-транспортные машины делят на два типа:
- с транспортным кузовом (типа ПТ);
- загружаемым ковшовым погрузочным органом, расположенным на самой машине;
- с совмещением погрузочно-транспортным ковшом (типа ПД), самозагружающимся за одно или несколько черпаний и служащим для транспортирования горной массы.
Погрузочно-транспортная машина типа ПД
Погрузочно-транспортная машина типа ПД (рис. 3.5) состоит из исполнительной 1 и приводной 2 частей, шарнирно соединенных между собой, что обеспечивает возможность поворота машины под углом 30°.
На передней полураме самоходного шасси с пневмошинным механизмом перемещения смонтирован:
- ковш 5 со стрелой 4,
- на задней полураме — двигатель машины,
- трансмиссия,
- гидропривод погрузочного органа и механизма поворота машины,
- кабина машиниста 3.
В СССР выпускались погрузочно-транспортные машины ПД2, ПДЗ, ПД5, ПД8, ПД12, ПТ4, ПТ6. В обозначениях машин типа ПД цифрами указана грузоподъемность ковша в тоннах, типа ПТ — грузоподъемность кузова.
Наиболее широкое распространение в качестве привода погрузочно-транспортных машин получил дизельный привод.
Машины типа ПД оснащаются дизельными двигателями мощностью от 66 до 200 кВт. Дизельные четырехтактные двигатели снабжены двухступенчатой газоочистительной системой с каталитическим и жидкостным нейтрализаторами.
За рубежом начат выпуск ковшовых погрузочно-транспортных машин с электроприводом, питание которого производится с помощью электрического кабеля, обеспечивающего плечо доставки до 200 м.
Машины типов ПД и ПТ используются на рудных шахтах. Машины типа ПТ имеют пневмопривод, все четыре пневмобалонных колеса машины являются ведущими. Ковш, закрепленный на шарнирной рукояти, поднимается цепью от лебедки. Кузов машины при разгрузке опрокидывается с помощью гидроцилиндра назад.